Инфраструктура

Китай традиционно заинтересован в развитии логистических и инфраструктурных проектов в Украине, ниже мы приводим несколько самых ярких примеров такого сотрудничества:

  • Новый Шелковый путь

Про готовность Китая налаживать развитие партнерских отношений с Украиной свидетельствует разработка ним важного торгово-инфраструктурного проекта 21 века – нового Великого Шелкового Пути, участие в котором может открыт новую страницу экономического развития Украины.

Новый транспортный коридор под названием «Шелковый ветер» будет проложен через Азербайджан и Казахстан, далее пройдет по территории Грузии и Украины, где и закончится в морском порту Одессы.
Таким образом, маршрут станет альтернативой проекту нового Шелкового пути, создающегося на основе Транссибирской магистрали при участии РФ. В ноябре 2015 года к новому Шелковому пути присоединилась и Турция. Новый маршрут позволит практически в пять раз сократить время на доставку грузов: сейчас морем из Китая они идут до 45 дней, а по «Шелковому ветру» будут перегоняться всего за 9.

По оценкам экспертов, на сегодня Украина реализовывает свой потенциал по экспорту продукции в Китай на 8% а это значит, что перспектив расширение сотрудничества чрезвычайно много. На сентябрь 2016 года запланирован ряд межправительственных встреч между правительством Китая и Украины и развитие инфраструктуры в рамках сотрудничества по новому Шелковом пути является одним из приоритетных.

infrast

  • ¨Воздушный экспресс¨

Начатый еще в 2011 году совместный украинско-китайский проект по развитию внутренней логистики. Так, в рамках нацпроекта «Воздушный экспресс» планировалось построить скоростную электричку из Киева в аэропорт «Борисполь». В 2011 году под государственные гарантии был заключен кредитный договор с Эксимбанком Китая на 372,3 млн долларов. Генподрядчиком проекта должна была стать китайская CMEC. Однако, а рамках последних встреч на уровне украинского Министерства инфраструктуры и китайской стороны — руководством China Machinery Engineering Corporation (CMEC) и  China National Complete Engineering Corporation (CCEC) было принято решение переформатировать данный проект. Украинское министерство предложило следующее: «Учитывая высокую социальную значимость и необходимость развивать транспортное сообщение между аэропортом и столицей, мы предлагаем реализовать «облегченную» версию «Воздушного экспресса» со значительно упрощенной схемой строительства. Так мы сократим сроки и стоимость строительства и сможем высвободить часть кредита на электрификацию железнодорожных участков на востоке Украины, которые подведут транспортные потоки к аэропорту», — сказал он. Китайцы в ответ выразили готовность изменить проект, однако подчеркнули, что окончательное решение будет принимать правительство КНР.Они запросили время на изучение предложений по изменению проекта. «Укрзализныця» вышлет Китаю свои наработки и расчеты.

 

  • Портовая инфраструктура

Напомним, что частью подписанного в 2012 году кредитного договора между Украиной и Китаем на сумму 3 млрд долл, была не только торговля сельхозпродукцией, но и совместные инфраструктурные проекты. Сторонами подписавшими данное соглашение стали – со стороны Украины ГПЗКУ (Государтвенная продовольственно-зерновая корпорация Украины) и со стороны Китая ССЕС (Китайская национальная корпорация машинной индустрии и генеральных подрядов). Вторая часть контракта между этими организациями предполагает совместную реализацию следующих инфраструктурных проектов:

— реконструкция Одесского зернового терминала

— реконструкция Николаевского портового элеватора

— реконструкция прочихв том числе линейных элеваторов ГПЗКУ

— строительство совместного предприятия по производству минеральных удобрений

— другие

В 2016 году ожидается активизация обсуждения данных направлений сотрудничества между нашими странами.

  • Жилищное строительство

       В феврале 2015 году Украина и Китай подписали договор о совместном развитии жилищных проектов в Украине. Так, согласно договору Украина получает кредит от Китая до 1 млрд долл сроком до 15 лет на реализацию внутри Украины проектов строительство доступного жилья. При этом подрядчиком вступит китайская компания CITICConstructionCo.
               Подписанный меморандум также предполагает развитие государственной жилой политики, строительство доступного жилища, формирование фонда социального жилья, кредитования индивидуальных сельских строителей, реализацию прочих инфраструктурных проектов. Напомним, что на текущий момент в Украине официально в квартирной очереди находятся 800 тыс. семей. Для решения этой проблемы нынешними имеющимися украинскими инструментами потребуется более 100 лет.

  • Газозамещение

В феврале 2015 года Китай заявил о том, что,  выделит Украине 3,6 миллиардов долларов кредита на проекты по газозамещению. Об этом заявил министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин, “Наша делегация только что вернулась из Китая, где встречалась с представителями Министерства коммерции КНР и Банка развития. Они подтвердили готовность выделить кредит 3,6 млрд долларов на проекты по газозамещению”, – сказал он.

Министр отметил, что эти кредитные средства будут направлены на модернизацию ТЭЦ, сетей теплокоммунэнерго и, возможно, на строительство в Одессе завода по газификации угля. Также Демчишин рассказал, что есть планы инвестировать в модернизацию Шебелинского газоперерабатывающего завода (Харьковская область) и ремонт буровых скважин Укргаздобычи. Министр подчеркнул, что на достройку угольной шахты “Нововолынская №10” еще необходимо порядка 30 млн долларов.